среда, 6 марта 2013 г.

Что такое PS4

Фух. Я совсем не прогадал, затянув с публикацией этого материала. Все дело в том, что лишь спустя некоторые время общая картина наконец-то сложилась, да и появились кое-какие подробности. Так вот...

Удивительно, но с анонсом новой консоли от Sony, казалось бы, большинство вопросов отпало по определению, однако возникла целая кипа новых. Если публика облегченно вздохнула, радуясь наличию привода и новых возможностей трансляции видео и взаимодействия между игроками, то некоторые обещания лишь заставили лица смотрящих презентацию скривиться в ухмылке сомнений. Но, давайте поподробнее о том, что готовит нам Sony.
1. Изменение архитектуры и подхода к разработке
Пожалуй, одним из главных недостатков PS3 является качество мультиплатформы. Выходящие на  конкурирующих платформах игры выглядят лучше и работают быстрее. При этом эксклюзивы, специально заточенные под PS3, блестят и шуршат как и положено. Секрета никакого нет - архитектура консоли радикально отличается от Xbox и PC и достижение аналогичного уровня картинки требует огромной работы. Все мы помним, например, Mafia II без травы или недавний Sleeping Dogs (который, кстати, очень клевый, но о нем в другой статье). Конечно, есть и обратная зависимость - портированные с PS3 на другие платформы игры выглядят на них хуже - Final Fantasy XIII или L.A. Noire тому пример.


В PS4 Sony пообещали учесть все недочеты и стать ближе к разработчикам. Да и железо подогнали как можно более близкое к PC - APU от AMD в связке с 8ГБ GDDR5 памяти (надеюсь, ближе к релизу ее не урежут, как это часто бывает). Конечно, это не значит, что портирование игр станет возможным одним кликом, но уж явно упростит задачу разработчикам. Плюс, надеюсь, такие движки как Unity, UE4, Source 2 (чем Гейб не шутит?!) позволят создателям игр для консолей нового поколения сильнее абстрагироваться от аппаратной составляющей.

Показательным можно назвать недавнее высказывание Джона Кармака в его твиттере:
"Не могу свободно говорить о PS4, но после того как некоторые спецификации были обнародованы, могу отметить, что Sony приняли мудрые инженерные решения" 

Само по себе данное заявление становится еще более обнадеживающим, если вспомнить отзывы Кармака о текущем поколении консолей, от  Sony, в частности.


2. Социализация, PSN
Служба PSN должна подвергнуться редизайну - стать более удобной и функциональной. Пожалуй, одна из главных особенностей - кнопка Share прямо на конроллере. Мало того, что  друзья могут наблюдать, как вы играете, они могут подсказывать или даже присоединяться прямо к вашей игре, так еще и консоль записывает последние пол минуты (или около того), которые всегда можно опубликовать в интернете. Вспомните, как часто, играя в BF 3 или любую другую игру, вы вскрикивали "аааа, ну почему же я это не записываю?!". Вот-вот.
Что касается уже полюбившейся игрокам PSN Plus, то я думаю, что первое время этого сервиса не будет. Вероятнее всего (и Sony это уже фактически подтвердили), нас ждет нечто вроде XBL с абонентской платой за доступ к мультиплееру и прочим вкусностям. Программа "супер-премиум-аккаунтов", на которые раз в месяц будут выдавать подборку игр, если и придет на PS4, то далеко не сразу, как минимум через год.

3. Второй экран и цифра 
В свое время нам обещали интеграцию с PSP. Теперь это же самое обещают про PS4 и Vita. Приятная новость - больше никаких "вот вы сейчас начнете играть на PS3, а продолжите в такую же игру, только с графикой похуже на PSP или Vita". Отныне благодаря технологиям Gaikai экран Vita заменяет ТВ, а кнопки консоли - геймпад, то есть изображение в реальном времени обрабатывается на PS4 и транслируется по беспроводному каналу на портативную консоль. Здорово!
А еще обещают возможность использовать планшет или смартфон на Android или iOS в качестве дополнительного экрана (видимо, для карты, инвентаря и т.п.). 
Буквально на днях появилась и другая приятная новость - все игры будут доступны в цифровом виде. Отныне не обязательно бежать в магазин за диском. Хотя, конечно, любителям позаставлять полки тоже не откажут в удовольствии. Прибавьте сюда free-to-play, и вот - Sony еще на шаг ближе к современности... а, между тем, впереди будущее и призрачный Next Gen...


4. Обратная совместимость и PS Cloud
Gaikai послужит и для обеспечения совместимости со старыми играми с PS 1,2,3. играть в потоковом режиме можно будет, скорее всего, в специально адаптированные игры, но, думаю, со временем станет понятно, насколько быстро и обильно Sony пополнит "модельный ряд" этого сервиса, получившего название PS Cloud. С одной стороны, это хорошо. С другой... больше никакой обратной совместимости на уровне железа, так что только широкий интернет-канал нам в помощь... ну и сервера Gaikai как можно ближе.


5. Игры
Я просто перечислю игры, которые были изначально анонсированы на PS4:
Killzone 4
Destiny
Watch Dogs
DeepDown
inFamous: Second Son
The Witness
DriveClub
Knack
Diablo III (Увы, с урезанной возможностью входить в свой аккаунт Battle.net, однако с возможностью играть оффлайн)

Как стало известно позже, на PS4 появятся и другие игры: The Witcher 3, Assassins Creed 4, Thief 4. Ежегодные Battlefield, NFS, Call of Duty так же вряд ли оставят новую консоль без внимания.

Конечно, жизненный цикл Playstation 3 еще далек от завершения, но обещанного The Last Guardian или Final Fantasy X HD так и нет, как нет и якобы готового и лежащего на полочках римейка Shenmue.


6. Контроллер
Пожалуй, самое необычное в презентации новой консоли - геймпад. Sony очень долго хранила верность традиции. Вначале был обычный геймпад, затем к нему прикрутили аналоговые стиги, вибромоторы, в PS3 и вовсе добавили гироскоп с акселерометром. И все они были выполнены в едином стиле, что, честно говоря, не всегда было практично. Лично мне в некоторых играх, где нужно долго держать один из стиков в определенном направлении либо зажимать один из "бамперов" (две нижние аналоговые кнопки на тыльной стороне геймпада) порой становится просто трудно это делать. И, наконец-то, в Sony поняли, что много лет сохраняли верность традициям вместо того, чтобы облегчить жизнь игроков. Стики в новом контроллере сделали более стойкими к соскальзыванию пальцев, а те самые бамперы загнули, сделав более похожими по виду на аналогичные кнопки геймпада xbox 360.Уверен, все это только на благо. Помимо кнопки Share на геймпаде появилась небольшая сенсорная панель.

7. Next Gen
Как в свое время PS2 и PS3, четвертая консоль от Sony подняла планку качества приставочных игр на новый уровень. С одной стороны, игроки на диванах получат картинку гораздо более высокого разрешения и качества. С другой стороны, никто не заикался про UHD, тогда как подобные телевизоры уже начинают появляться. Через 3-4 года, возможно, PS4 ждет судьба предшественницы. Игры для PC будут работать в современных разрешениях, а консольные игроки будут "довольствоваться" устаревающим FullHD. Конечно, нашей стране это грозит меньше всего, но тенденция есть. Из-за роста мощностей увеличатся сроки и стоимости разработки игр, что так же скажется на самих играх.

Конечно, от Sony ожидали революции, а получили скорее эволюцию. Но, честно говоря, многие и не знали, чего желать. Кто-то всеми руками был за облачный стримминг, кто-то за отказ от физических носителей, но в целом ждали некого чуда. А Sony просто представили консоль с улучшенным контроллером, камерой, улучшенной интеграцией с соц. сетями с девизом "больше ядер, гигагерцев и гигабайтов". Как обычно, по большому счету.

Не стоит впадать в тоску, однако. Вспомним, что тот же PS Move появился далеко не сразу после выхода PS 3. Разработчиком нужно время, чтобы разобраться в тонкостях новой системы, научиться оптимизировать игры для нее и создавать уникальный игровой процесс, используя особенности этой системы.