понедельник, 11 ноября 2013 г.

Как Турция поддерживает игропром

Вопрос поддержки государством перспективных направлений развития экономики всплывает время от времени. Я иногда задумываюсь о том, а что бы было, если бы начинающим разработчикам в нашей стране стало чуть проще - инди получали бы гранты, новые студии - налоговые каникулы и т.д. Бесспорно, подобный толчок помог бы тем, для кого финансовый барьер чрезвычайно высок, в первую очередь инди, то есть молодым независимым разработчикам.

Сергей Климов, который может быть вам известен по игре Всеслав Чародей, приложивший свою руку так же к локализации в рядах Snowball, позже - к изданию квестов от Deadalic в СНГ, а ныне - основатель компании Charlie Oscar, занимающейся поддержкой начинающих команд, а по совместительству - соведущий подкаста "Как делают игры", пишет в твиттере следующее (читать снизу вверх):


На мой взгляд, это потрясающе, и очень жаль, что в России такого просто нет. При этом государство выделяет некоторые средства на разработку - недавно была новость о симуляторе, приуроченном к 100-летию начала первой мировой войны, вот только реальных проектов нет, да и выделение некой суммы на одну игру вряд ли можно назвать поддержкой индустрии.

Сегодня, когда уже всем очевидно, что игровая индустрия становится ведущей медийной отраслью в мире, сложно спорить с тем, что сильный геймдев - большой плюс для экономики любой страны - ведь это и высококвалифицированные кадры, и большой денежный оборот, и современные технологии в области ПО, железа, motion-capture, актеры озвучки и еще много-много всего; а помимо этого, например, большим плюсом игры про культурное прошлое России и Руси. Кто еще сделает подобное если не отечественные разработчики?

Я уверен, и сегодня далеко не все считают, что помощь российскому геймдеву извне необходима. В завершении приведу цитату из интервью, которую Сергей Орловский давал в далеком 2005 году, в практически средневековье для нашего геймдева, 8 лет назад, за которые мобильные устройства и онлайн захватили мир.
На вопрос DTF
Нужна ли государственная поддержка игровой индустрии? И если нужна, то в какой форме?
Сергей ответил
В принципе, я против государственной поддержки во всех секторах экономики, но раз уж некоторые сектора ее получают, то пусть одним из них будет геймдев :) Но только если индустрия сама способна разработать открытые правила игры, иначе от этого опять же будет больше вреда, чем пользы. ИМХО, один из лучших вариантов для геймдлева - снижение ЕСН до 0. Это и создаст равные условия, и простимулирует обеление индустрии. В принципе, нужно любое снижение зарплатных налогов, но подоходник трогать сложно, а НДС лучше снижать в масштабах страны (и кстати, вроде процесс идет), иначе опять же много издержек на администрирование, да и актуален он только для продуктов для внутреннего рынка.
Полный текст интервью здесь. Само собой, времена меняются. Индустрия сегодня - совсем другая, отмирают издатели, множатся маленькие студии, сотни тысяч игр захлестывают мобильные девайсы. Но индустрии всегда нужны были и всегда нужны будут пополнения, и чем проще им будет влиться, тем лучше будет для всех. А уж как это должно достигаться - не мне судить.